суббота, 25 апреля 2015 г.

Потсдам. Первое знакомство

В начале апреля Максим с Наташей пригласили нас съездить посмотреть соседний Потсдам - город дворцов и садов. Расположен он всего километрах в тридцати от Берлина, так что дорога заняла у нас не больше получаса.
Мы приехали на главный вокзал и, отказавшись от предлагаемых тут же экскурсий, направились в город. Вовка героически взял на себя обязанности Сусанина гида, а я нашу прогулку ответственно фотографировала.

Самый известный мост, соединяющий Берлин и Потсдам, это Глиникский мост, на котором происходил обмен шпионами между советскими и американскими спецслужбами в годы холодной войны. Ну а мы пошли совсем по другому мосту, с которого открываются вот такие виды:

Сразу за мостом расположен Городской дворец Потсдама - бывшая зимняя резиденция прусских курфюрстов. В конце Второй Мировой войны здание сильно пострадало от бомбежек, а после и вовсе было снесено по приказу властей ГДР. В 2010 году дворец решили отстроить заново и сейчас в нем заседает парламент земли Бранденбург.

На одном из фасадов золотая надпись на французском, которая нас несколько озадачила, поскольку переводится как "Это не дворец".

Эта фраза является отсылкой к картине "Вероломство образов" бельгийского художника Рене Магритта, и говорит о том, что хотя внешне дворец полностью соответствует своему предшественнику, на этот раз в здании находится парламент.

Портал Фортуны (или Ворота Судьбы). Богиня Удачи сулит счастье каждому, кто пройдет через портал (что мы и сделали).

Войдя во двор, я увидела две ротонды, которые на самом деле оказались не объемными постройками, а вогнутыми инсталляциями с изображением центрального фасада дворца Сан Суси.

Перед воротами дворца  - Старая Рыночная площадь (Alter Markt), в центре которой 16-ти метровый обелиск с профилями выдающихся архитекторов, а за ней здание Ратуши с позолоченным Атлантом, держащим на своих плечах шар.

В северной части площади - церковь Святого Николая, разрушенная во время войны и восстановленная по оригинальным чертежам Шинкеля.

Дальше гид привел нас к скульптуре под названием "Jahrhundertschritt" (Шаг столетия). Искореженный человек с провалившейся головой, вскидывающий правую руку в фашистском приветствии, сжимает левую руку с красной лентой в кулак. На левой его ноге солдатский сапог, правой же голой ногой он шагает вперед, словно освобождаясь от всего этого. Фигура символизирует собой две диктатуры XX века - фашизм и коммунизм.

Осмотреть Потсдам со всеми его дворцами и парками за один день просто не возможно, поэтому мы выбрали один - Сан-Суси и направились к нему, по-пути любуясь улицами города.

"Дом ремесел"

Золотой лев охраняет вход в дом
Церковь святых Петра и Павла с 60-ти метровой колокольней

Многие вышли погулять по улицам города в такой солнечный день

Заглянули в несколько двориков:

Окно какого-то кафе

Картина на воротах во двор

Похоже, здесь расположена какая-то галерея, или мастерская художника

Фреска в подъезде дома
Котик тоже вышел погреться на солнышко
Голландский квартал
Вовка очень ответственно подошел к своим обязанностям экскурсовода и вывел нас к одним из трех сохранившихся городских ворот Потсдама - Науэнским воротам (по названию города Науэн рядом с Потсдамом).

Прямо через ворота проходят трамвайные пути, а на площади рядом с ними устраивают ярмарки.

За воротами начинается аллея, с обеих сторон от которой расположено множество красивых зданий.

Кариатиды в башенке напомнили мне про Маню и ее рассказ про поездку в Грецию.

Вторые и наиболее старые из сохранившихся ворот - Охотничьи, построенные в 1733 году.

Пройдя через какие-то неприметные воротца, мы оказались в самой восточной части дворцово-паркового ансамбля Сан-Суси.

Здесь расположена лютеранская церковь Фриденскирхе (Friedenskirche - "церковь мира"), построенная в честь столетия парка по приказу короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV.

Образцом для строительства послужили две римские церкви: Сан-Клементе и Санта-Мария-Маджоре. Мне больше всего понравились галереи, окружающие внутренние дворики.

По тропинкам парка Вовка повел нас дальше.

Задумчивая барышня

В конце аллеи виден дворец
Дворец Сан-Суси (в переводе с французского "без забот") - был построен по приказу Фридриха Великого (а так же и по его эскизам) как летняя резиденция, в которой он мог бы отдохнуть от столицы.

Мандаринок в придворных прудах больше, чем в водоемах Берлинских парках.
Когда мы подошли к дворцу, на небе угрожающе зависли тучи.

Фонтан перед дворцом окружают статуи Венеры, Меркурия, Аполлона, Дианы, Юноны, Юпитера, Марса и Минервы, а также аллегорические изображения воды, огня, воздуха и земли.

Венера и Вулкан

Диана

Меркурий, завязывающий сандалию
Когда-то на этом холме росли дубы, но их вырубили при Фридрихе-Вильгельме I ("короле-солдате") и использовали для укрепления болотистой почвы в строящемся Потсдаме. Фридрих Великий повелел разбить на их месте виноградники. Теперь по обе стороны ведущей к дворцу главной лестницы растет виноград и инжир (в закрытых нишах).

Сан-Суси Фридрих Великий называл своим "маленьким виноградным домиком". Дворец и правда не большой, в нем всего 12 комнат: 5 из которых занимал сам король, а остальные были отведены особо почетным гостям.

Южный фасад

Северный фасад

Прямо напротив дворца, на холме мы увидели какие-то руины, которые наш гид назвал (согласно путеводителю) - Руиненберг.

Как оказалось, руины это искусственные, созданные для того, чтобы украсить водоем, снабжающий водой фонтаны парка. Правда напора оказалось недостаточно и все сооружение приобрело чисто декоративный характер.

В это время полил дождь и мы решили закончить нашу разведку в парке и вернуться сюда летом, поскольку успели изучить лишь малую его часть. Подходило время обеда и мы поспешили на поиски чего-нибудь съестного.

Египетский обелиск на самом деле всего-лишь подражание и символы на нем ничего не обозначают.
Даже в дождь Вовка продолжал исполнять свои обязанности и вывел нас к третьим сохранившимся воротам - Бранденбургским, которые старше Берлинских на 18 лет.

Часы на площади
В маленьком Тайском кафе мы хорошенько подкрепились и направились в сторону вокзала.

Прекрасная утка с овощами и рисом
Вид на реку Хафель

Стоянка велосипедов перед главным вокзалом Потсдама
Мы устроились в удобных креслах междугороднего поезда и уже через пол-часа вернулись в Берлин.
Этот салон похож на салон самолета
Нужно будет обязательно вернуться в Потсдам летом, чтобы прогуляться по великолепным паркам в теплую солнечную погоду и посмотреть еще и другие дворцы и замки :)